«Протон» мог упасть из-за сломанного подшипника

Разрушение подшипника турбонасосного агрегата в двигателе третьей ступени могло стать причиной аварии ракеты-носителя «Протон-М» со спутником «Экспресс-АМ4Р». Об этом за 4 дня до оглашения официальных итогов расследования заявил первый замгендиректора ЦНИИмаша Александр Данилюк.

Он подчеркнул, что никаких сенсаций тут нет и самая близкая версия – та, что уже была опубликована. При этом Александр Данилюк подчеркнул, что версия саботажа аварийной комиссией не рассматривается, поскольку это не ее дело. Версией о саботаже, по словам Данилюка, занимаются те люди, которые имеют право проводить оперативно-следственные действия.

«У нас есть телеметрия, у нас есть характеристики. Мы проверяем физическое соответствие: могло — не могло. Поэтому все версии — технические», — цитирует Александра Данилюка «Интерфакс».

Давление в рулевом двигателе третьей ступени ракеты «Протон-М» перед аварией упало в 15 раз, свидетельствуют данные телеметрии.

Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником связи «Экспресс-АМ4Р» стартовала с космодрома Байконур 16 мая 2014 года. Нештатная ситуация возникла на этапе работы третьей ступени. В результате самый мощный российский спутник был потерян, его остатки сгорели над Китаем.

В Межведомственную комиссию по расследованию причин крушения ракеты вошли 24 эксперта из Роскосмоса, Минобороны, Объединенной ракетно-космической корпорации, Исследовательского центра имени Келдыша, НПО «Техномаш», ЦНИИ Войск Воздушно-космической обороны и из других организаций.

Ракета-носитель «Протон-М» и разгонный блок «Бриз-М» разработаны и произведены в Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева.

Россия может понести существенные экономические убытки от падения ракеты «Протон»: западные компании уже отложили выведение своих спутников в космос на российских носителях.

Читайте также: Новости Новороссии.