Wi-Fi нужен только Москве?

90% всех точек доступа Wi-Fi сосредоточены в Москве. Остальные регионы России пока не спешат развивать эту технологию доступа в интернет. Аналитики гадают, есть ли у Wi-Fi перспективы в будущем, или этот способ доступа пора отправлять на покой.

Согласно отчету аналитиков J’son and Partners, количество публичных хот-спотов в России, по итогам первого полугодия 2008 г., составило 17 730 штук, что позволяет говорить о росте в 142% по сравнению с концом 2006 г. Основное сосредоточение хот-спотов (порядка 95%) наблюдается в Москве, Петербурге и Приволжском Федеральном округе. Больше всего новых хот-спотов появилось в 1 полугодии в Дальневосточном ФО – рост составил 91%. В то же время, в ряде регионов число точек доступа Wi-Fi сократилось.

Аналитики подсчитали, что в Москве сейчас работают 16 046 точек доступа к Wi-Fi или 90% всех хот-спотов в России. Лидером московского рынка является Билайн Wi-Fi с 15 000 точек доступа, установленными в офисах и домах, а также в общественных местах Москвы. В Санкт-Петербурге же расположены всего 273 хот-спота или 2% от общего количества точек Wi-Fi в России. В этом городе также лидирует Билайн Wi-Fi с 73 хот-спотами. Елена Полещикова, ведущий консультант J’son and Partners, объясняет факт низкого проникновения тем, что в округе нет крупных операторов, которые бы развивали проекты Wi-Fi, кроме «Петерстар», который присутствует в 4 регионах округа (исключая Санкт-Петербург) и Простор Телекома. «То, что СЗФО все время находится в аутсайдерах, может быть связано с тем, что в этом году большую активность развили операторы проводного широкополосного доступа, и плюс к этому на рынок СЗФО стали выходить операторы WiMAX», — говорит Полещикова.

В ИК «Финам» оценивают российский рынок Wi-Fi в $70 млн, при этом подчеркивая, что Москва – крупнейший регион, на которые исторически делали ставку операторы. «Именно в Москве имеется наибольшее количество потенциальных пользователей, владельцев устройств, позволяющих пользоваться Wi-Fi, и поэтому это конкурентный рынок, где различные компании (офисные центры, рестораны и т.д.) стремятся предоставить своим клиентам возможность пользоваться качественным беспроводным интернетом», — говорит Анна Зайцева, аналитик УК «Финам Менеджмент».

На вопрос CNews о том, сильно ли изменится рынок Wi-Fi после широкого распространения на нем Apple iPhone и нетбуков, аналитик отметила, что динамика развития рынка нетбуков, который находится на начальном стадии, и динамика развития смартфонов может ограничить рост данного сегмента. «Развитие 3G, а также рост доступности современных гаджетов в целом выступают факторами, снижающими привлекательность Wi-Fi, так как у него появляется относительно общедоступный аналог. Однако нетбуки в равной мере могут способствовать развитию Wi-Fi и 3G, так что тренд тут пока неоднозначен», — считает Зайцева. В самой компании JSon and Partners считают, что появление iPhone и нетбуков несильно скажется на количестве хот-спотов, но может привести к росту количества пользователей Wi-Fi, и соответственно ARPU провайдера услуги.

Аналитик iKS-Consulting Антон Ворыхалов думает иначе: по его мнению, Wi-Fi — это нишевая технология, которая не имеет серьезного потенциала при выходе на массовый рынок — примером тому может служить сворачивание деятельности по построению сети Golden Telecom в Москве. Покрытие Wi-Fi за пределами двух столиц невелико, поэтому оказать серьезную конкуренцию сотовой связи на рынке мобильного интернета технология не сможет». Кира Кирюхина, директор по связям с общественностью компании «Билайн», напротив, подчеркнула, что в России «Билайн» будет активно развивать Wi-Fi — в частности, направление indoor (например, для домашних пользователей, — прим. CNews), посколько потенциал его по сравнению с outdoor Wi-Fi (когда точка доступа установлена вне помещения, — прим. CNews) выше.

Михаил Демидов

Читайте также: Новости Новороссии.