МАКС-2009 как зеркало технологического застоя

Из рекламных соображений эти машины продолжают называть «лучшими в мире», но они устарели еще до начала серийного производства

Аиакосмический салон МАКС в Жуковском под Москвой повторяется раз в два года, почти не меняясь. Плохая организация, хуже, чем в любой стране третьего мира, проводящей подобные салоны. Демонстрируются практически те же самые советские самолеты — МиГ, Су, Ан, Ту или их модернизированные версии, которые тоже начали разрабатывать в восьмидесятые, а теперь лишь красиво переименовали: МиГ-29М в МиГ-35, Су-27М в Су-35.

Летающие прототипы этих «новых» самолетов (по сути – макеты, а не боевые комплексы) раз за разом показывали из года в год на МАКСах. Из рекламных соображений эти машины продолжают называть «лучшими в мире», но они устарели еще до начала серийного производства.

Впрочем, страны третьего мира продолжали покупать российско-советскую технику. При этом главным реальным преимуществом была дешевизна (соотношение цена/качество, типа «новая машина по цене подержанной»). Высокая норма прибыли при экспортных контрактах получалась в результате использования советского задела идей, обученных работников, оборудования, комплектующих и материалов. Теперь это все кончается, а издержки малосерийной конечной сборки стремительно растут. Все больше список утраченных технологий: прекратился выпуск специальных материалов, советских мастеров уже нет, оборудование распродано в утиль. Без современных материалов и комплектующих невозможно наладить серийное производство современной техники.

Самые новые машины в наших ВВС – 36 МиГ-29СМТ, попавшие туда в этом году случайно, потому что Алжир их вернул по рекламации, обнаружив на борту советские комплектующие.

В первый день на МАКС-2009 на выездном заседании правительства по проблемам авиации премьер-министр Владимир Путин заявил, что «целый ряд военных контрактов» Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) на продажу военных самолетов «за границей и внутри страны», а также гражданской авиации «принес, как ни странно, не прибыль, а одни убытки». Путин объявил, что хоть без авиастроения «у российской экономики нет будущего» и невозможно обеспечить обороноспособность, «государство не будет бесконечно покрывать убытки». В условиях нарастающего бюджетного дефицита одновременно распадается советская индустриальная инфраструктура в авиастроении, в энергетике, и непонятно, как латать дыры.

Единственный реально постсоветский самолет (предсерийный экземпляр), летающий на МАКС-2009, это ближнемагистральный лайнер Sukhoi Superjet 100. Сначала под руководством генконструктора Михаила Погосяна была запущена в серию самая удачная и массовая новая модификация Су-27 – Су-30МКИ с использованием французских, израильских и индийских комплектующих. Потом в достаточно сжатые сроки сконструировали «Суперджет-100» с помощью «Боинга» и «Эрбаса», с иностранной авионикой и двигателями. Получился вполне современный самолет, хотя в Бразилии и Канаде делают аналоги не хуже.Власти поддерживают «Суперджет-100», но закупать для президентского авиаотряда отказались из-за иностранной электроники и комплектующих на борту. Возможно, купят аналог Ан-148, но его тоже делают вместе с Украиной. Роман Абрамович может заказать себе личный роскошный «Боинг», а Путин с Дмитрием Медведевым вынуждены летать на советских Ту и Илах. Неудивительно, что, по свидетельству очевидцев, Путин открывал МАКС-2009 в крайне дурном настроении.

Читайте также: Новости Новороссии.